Фомичева И.К.
АДАПТАЦИЯ БИБЛИОТЕЧНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ К НОВЫМ ИНФОРМАЦИОННЫМ 
ТЕХНОЛОГИЯМ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

        Информационные, в том числе и компьютерные технологии, все более активно проникают во все направления библиотечной деятельности, вовлекая в процесс автоматизации отдельные операции и целые технологические циклы: комплектование документов, как на традиционных, так и на нетрадиционных носителях, во многих библиотеках сегодня становится немыслимым без электронной связи с издателями и обращения к ресурсам глобальной сети Интернет; техническая и интеллектуальная обработка документов сопровождается формированием библиографических и полнотекстовых баз данных; к процессу обслуживания привлекаются как собственные ресурсы библиотек, так и удаленные, не говоря уже о ресурсах Интернет; соперницей межбиблиотечного абонемента становится электронная доставка документов.
        Важной составляющей процесса трансформации библиотечных технологий являются кадры. От готовности библиотекарей принять и использовать компьютерные средства и технологии зависит не только эффективность обслуживания читателей и всей библиотечно-информационной работы, но и престиж профессии, ее социальный статус и место, которое займут российские библиотеки в мировом сообществе.
        На страницах зарубежной профессиональной печати еще десятилетие назад развернулась дискуссия об изменяющихся функциях библиотечных работников. Нельзя обойти вниманием мнение зарубежных специалистов о том, что представители библиотечной профессии обладают способностью быстро и адекватно реагировать на изменения в деятельности библиотек, произошедшие с внедрением автоматизированных технологий. Насколько это утверждение можно отнести к библиотечным специалистам российских библиотек? Перед нашими библиотекарями, в отличие от зарубежных, вопрос – освоить ли самим компьютерные средства или предоставить это делать другим – не вставал. Хотя в библиотеки и стали проникать представители инженерных специальностей, гуманитарии по-прежнему составляют основу библиотечных коллективов. Своей деятельностью они опровергают устоявшееся мнение о том, что наиболее трудно и, прежде всего, в психологическом плане адаптируются к машинным технологиям женщины с гуманитарным образованием. 
        В этой связи возникает задача более углубленного изучения содержания библиотечного труда в условиях автоматизированных технологий, определения факторов, как внешних, так и внутренних, влияющих на процесс адаптации библиотечных специалистов к ним.
Основная масса работающих в библиотеках, особенно в небольших, владеет и использует на практике традиционные технологии. Молодые библиотечные специалисты, получившие современную подготовку и соответствующую специализацию в вузах культуры, но воспитанные в иных, нежели старшее поколение, традициях, имеющие иные взгляды на профессию, иные жизненные идеалы, не всегда оказываются согласны с  библиотечной действительностью, в первую очередь, с низкими библиотечными ставками. Пользуясь полученными в вузе навыками работы на компьютере, они мигрируют в другие профессии. Соответственно перед руководителями библиотек встает задача подготовить имеющихся специалистов, в том числе через обучение, к новым условиям и требованиям профессиональной деятельности, дать им для этого новые знания, умения и навыки.
        Анализируя публикации в профессиональной печати, можно сделать вывод, что в решении этой проблемы каждая библиотека идет своим путем. Отсутствует универсальная модель динамичной системы, направленной на подготовку библиотекарей к работе в новых условиях, которая была бы способна активизировать процесс не только профессиональной, но и психологической адаптации библиотечных специалистов к новым информационным технологиям.
        Наличие центральных и региональных институтов повышения квалификации, реализующих программы дополнительного образования и переподготовки библиотечных специалистов в соответствии с новыми требованиями, и крупных библиотек, берущих на себя аналогичные функции, не могут вполне способствовать решению проблемы, чему есть ряд причин, в том числе и достаточно высокая стоимость обучения.     Как правило, небольшие библиотеки имеют возможность послать на них не больше одного – двух своих сотрудников, а это не решает стоящей перед ними задачи в целом. Отсюда в соответствии со своими потребностями и представлениями предпринимаются попытки обучения своих кадров по самостоятельно разработанным программам. К сожалению, без учета психологических особенностей личности.
        Изучение библиотечного труда в условиях автоматизированных технологий, анализ изменяющихся функциональных обязанностей относится к середине 80-х гг., когда стали появляться публикации на эту тему. В 1978 г. была защищена диссертация «Влияние автоматизированных библиотечных процессов на функции библиотекаря» (Баранов В.М.). Но вопрос влияния личностных факторов библиотечных специалистов на адаптацию к новым информационным технологиям пока остается до конца не изученным.
        Отдельные аспекты психологии библиотечного труда, в том числе адаптация к новым технологиям, были затронуты в исследовании, проведенном Научной библиотекой Казанского государственного университета в 1998 г. Объектом его стали специалисты вузовских библиотек города, занятые в автоматизированных технологиях. С помощью анкетирования была сделана попытка определить факторы, положительно и отрицательно влияющие на процессы адаптации к работе в новых условиях.
        Все респонденты, независимо от возраста, который колебался  от 25 до 53 лет, воспринимают внедрение компьютерных технологий в работу библиотек как необходимый и обусловленный требованиями времени факт. Личное желание быть задействованными в автоматизированных процессах высказали значительное большинство, хотя мотивы желаний разнообразны. На начальном этапе почти все в той или иной степени испытывали психологический барьер, с успехом преодоленный в течение короткого времени. При этом замечено, что, чем выше уровень автоматизации библиотеки, чем больше вовлечено в нее сотрудников, тем короче время, необходимое для преодоления страха перед новым.
        Отрицательно влияет на адаптацию убеждение некоторых респондентов о том, что ежедневная многочасовая работа за компьютером неблагоприятно отражается на их здоровье. Хотя, если проанализировать изменения в состоянии здоровья, названные ими: ухудшение зрения, головные боли, повышенная утомляемость, остеохондроз, то можно заметить, что это свойственно как библиотечным работникам, занятых в традиционных технологиях, так и работникам других специальностей.
        Понимание значимости, фактическое принятие процесса автоматизации традиционных технологий, активное их освоение библиотечными специалистами позволяют сделать предварительный вывод об относительно устойчивой адаптации последних к работе в новых условиях.
Hosted by uCoz